Пятница, 22.09.2017,
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS 

"Первые ступеньки в Страну Знаний"

 Сайт учителя начальных классов Е.В. Исавниной
                                                                                                                                                    
                                                                                                                                                           


                                                                

      

Улыбнись!
Афоризм
Познакомимся ?
Кто Вы?
Всего ответов: 1458
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
E-mail:
Пароль:

Блог

Главная » 2017 » Август » 14 » 2 заседание. Бучнева Елена Николаевна «Приемы фантазирования - упражнения для развития творческого воображения»
14:46
2 заседание. Бучнева Елена Николаевна «Приемы фантазирования - упражнения для развития творческого воображения»

Бучнева Е.Н. - ВЫСТУПЛЕНИЕ 14.10.2015г (фрагмент выступления)

ТЕМА: Приемы фантазирования – упражнения для развития творческого

В основу работы положены типовые приемы фантазирования, разработанные в курсе развития творческого воображения на основе ТРИЗ. В начальный период обучения чаще всего используются следующие приемы фантазирования:

оживление: придание неживому объекту свойств живого (примеры использования приема: «Снегурочка», «Колобок», «Соломинка, Пузырь и Лапоть» (русские народные сказки));

наоборот: замена свойств объекта на противоположные (примеры использования приема: Дж. Родари «Джельсомино в стране лгунов», В. Губарев «Королевство кривых зеркал»);

увеличение-уменьшение: изменение размеров объекта (его частей или свойств) в большую или меньшую сторону ;

ускорение-замедление: изменение скорости процесса или объекта (его частей или времени изменения свойств) в большую или меньшую сторону (примеры использования приема: А. Алексин «В Стране вечных каникул», С. Маршак «Двенадцать месяцев»);

дробление-объединение: разделение объекта на части или комбинирование объектов (полностью или частично) между собой (примеры использования приема: волшебные лепестки из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», Тянитолкай из сказочной повести К. Чуковского «Доктор Айболит»);

Ознакомление с типовыми приемами фантазирования

1. Игра «Черный ящик».

В черном ящике находится предмет, а чтобы вы могли его отгадать, даю вам несколько сказочных подсказок.

Учитель называет подсказки поочередно, уточняя информацию о предмете, пока он не будет назван.

Примеры подсказок:

С этим предметом можно было разговаривать.

Благодаря этому предмету девочка спасла друга.

При помощи этого предмета можно было попасть в волшебную страну.

Этот предмет однажды разбили тролли.

После отгадывания можно предложить учащимся вспомнить, чем отличается зеркало из черного ящика от зеркал в сказках «Белоснежка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Королевство кривых зеркал», «Алиса в Зазеркалье», «Снежная Королева».

 

2. Упражнение «Имена в зеркале».

Когда девочка Оля шагнула через зеркало, она встретила свое отражение по имени Яло. Почему именно такое имя дал автор второй девочке?

Имена других героев в Королевстве Кривых зеркал тоже можно прочитать с конца. Итак, давайте вспомним: тетушка Аскал – это … Зеркальщик Гурд – … Министр Абаж – это … Министр Нушрок и его дочь Анидаг – … Король Йагупоп 14 – на самом деле …

А сейчас нужно будет узнать имена героев других сказок, если они тоже будут называться с конца…

Упражнение проводится в парах, учащиеся отвечают друг другу шепотом по очереди, после чего учитель называет правильный ответ.

Примеры сказочных героев: Ялеме (Емеля), Иппеп (Пеппи), Адрег (Герда), Сьлин (Нильс), Нивдуг (Гудвин), Илгуам (Маугли), Натлас (Салтан), Кичноп (Пончик), Сабарак (Карабас), Нослрак (Карлсон), Хуп- Иннив (Винни-Пух), Агя-Абаб (Баба-Яга), Конуброг (Горбунок), Кялкопаш (Шапокляк), Ревиллуг (Гулливер), Чыбаттох (Хоттабыч).

 

3. Подпись: Изображения сказочных героев
«верх ногами»

Объяснение типовых приемов фантазирования.

На доске или на экране появляются изображения сказочных героев «вверх ногами»: Буратино, Алисы из Страны Чудес, Маленького Мука, Змея-Горыныча, Мальчика-Наоборот.

После узнавания героев и объяснения, по каким признакам они считаются сказочными, изображения «переворачиваются».

Вариант ответа: Буратино – это ожившее полено, Алиса могла увеличивать и уменьшать свой рост, Маленький Мук был скороходом, у Змея-Горыныча в отличие от обычной змеи – три головы, есть крылья и лапы, Мальчик-наоборот все делает по-своему: «Он сначала ест компот, за компотом бутерброд. Ходит он спиной вперед – всё всегда наоборот!» (поэтому его изображение можно оставить перевернутым).

Когда придумывают сказки, то герои и события в них отличаются от привычных: предметы могут становиться живыми, герои могут быть ростом с великана или с крохотного лилипута, время в сказке может ускоряться или замедляться, в сказочном персонаже могут быть объединены несколько существ (вспомним кентавра, русалку, сфинкса), а бывает так, что он сам может дробиться на отдельные части (как, например, Лошарик – сказочная лошадка, которая умела рассыпаться на отдельные шарики, а потом снова «собираться»), и еще в сказках бывает «всё наоборот»!

Под изображениями сказочных героев учитель подписывает название приемов фантазирования: «оживление», «увеличение-уменьшение», «ускорение-замедление», «объединение-дробление», «наоборот».

 

5. Работа в группах «Фантазирование».

Каждая группа получает название одного из приемов фантазирования («оживление», «увеличение-уменьшение», «ускорение-замедление», «объединение-дробление», «наоборот»), на основе которого необходимо придумать 2-3 различных сказочных сюжета.

Возможен вариант, когда каждая группа придумывает по одному сюжету с использованием каждого приема.

При подведении итогов группы читают или рассказывают придуманные сюжеты, которые оцениваются с точки зрения разнообразия и оригинальности.

 

6. Рисование «Фантастическое животное».

Задание: нарисовать фантастическое живое существо: «которого никто никогда не видел» (прямого указания на использование приемов фантазирования учитель не дает).

Для подведения итогов рисунки размещаются на доске, и выбирается самый необычный.

 

7. Подведение итогов занятия.

Использование типовых приемов фантазирования для усовершенствования сюжета сказки

  1. Отгадывание загадки.

На прошлом занятии мы познакомились с героями сказок, каждый из которых был придуман при помощи одного из приемов фантазирования.

Сейчас мы не только их вспомним, но и узнаем имя еще одного сказочного героя.

Слушайте внимательно, ведь для того, чтобы его назвать, нужно взять:

вторую букву из имени девочки, которая могла изменять свой рост;

первую и последнюю букву из имени мальчика, который получился при помощи приема «оживление»;

одну любую из повторяющихся букв из прозвища мальчика, который делал все иначе, чем все остальные;

букву, с которой начинается прием фантазирования, который использовали, чтобы придумать трехголовое чудовище;

последние буквы из грамматической основы каждого из слов имени мальчика, у которого были туфли-скороходы;

а затем расставить все буквы в правильном порядке!

В зависимости от индивидуальных особенностей класса возможны варианты предъявления загадки: демонстрация изображений сказочных героев (Алисы, Буратино, мальчик-Наоборот, Змея-Горыныча, Маленького Мука) и указание порядкового места буквы в имени; возможность записи и последующего обсуждения в группах; последовательная запись на доске отгаданных букв.

Изображение

Колобка

 

  1. Обсуждение «Поиск противоречий».

 

Называются различные ситуации из сказки «Колобок», группы по очереди называют положительные и отрицательные стороны: «Чем (почему) и для чего (для кого) это хорошо? Чем (почему) и для чего (для кого) это плохо?».

Примеры ситуаций (могут быть предложены в виде иллюстраций):

Попросил старик старуху испечь колобок.

Положили колобок на окошко остывать.

Катится Колобок по дорожке и песенку поет.

Колобок от дедушки ушел и от бабушки ушел.

Колобок от зайца ушел, от волка ушел и от медведя ушел.

Возможен вариант письменного выполнения задания, когда группы получают ситуации одновременно, нужно указать как можно больше различных следствий.

  1. Работа в группах «Спасатели Колобка».

Сказка заканчивается грустно: лиса съела Колобка… Для нее это было хорошо, иначе бы она осталась голодной, а вот веселого, но доверчивого Колобка – жалко… Пусть ему на помощь придут герои других сказок и подскажут, какие приемы фантазирования можно использовать, чтобы избежать гибели…

Каждая группа получает название одного из типовых приемов фантазирования («оживление», «увеличение-уменьшение», «ускорение-замедление», «дробление-объединение», «наоборот»), необходимо придумать, как данный прием может помочь Колобку.

Во время выполнения задания группы могут получить дополнительную консультацию в виде наводящих вопросов.

Например: «Что еще могло бы ожить в сказке, чтобы Колобок спасся? А если бы Колобок попал внутрь лисы целым и невредимым, как бы он там себя повел?», «Что произошло, если бы Колобок стал большим-большим? А если бы маленьким-маленьким? А что еще могло изменить свой размер?», «Может измениться скорость не только самого Колобка, но и его песни: что бы произошло, если бы Колобок пел очень-очень быстро или чересчур медленно?», «С кем или с чем ему можно было бы объединиться? Как вы представляете использование приема «дробление»? А, может быть, Колобку нужно было просто взять и поделиться самим собой?», «Лиса съела Колобка, потому что он был свежий, вкусный, румяный… Если он станет «наоборот», лиса его есть не захочет. Как Колобок может изменить свойства на противоположные?».

4. Рисунок с противоречиями.

Нужно изобразить Колобка так, чтобы Колобок на рисунке был, но в то же время его не было. Задание может выполняться в парах или в группах.

При проверке оценивается разнообразие и оригинальность предложенных вариантов.

Работа в группах «Спасатели сказок».

Мы помогли Колобку, но герои других сказок тоже нередко попадали в очень трудные ситуации… Наша дружба и приемы фантазирования тоже смогут им помочь преодолеть все трудности…

Каждая группа получает описание одной из сказочных проблем, необходимо придумать способы ее решения при помощи типовых приемов фантазирования (отдельных или всех, по выбору группы).

Примеры проблемных ситуаций:

Как перебраться на другой берег? («Пузырь, Соломинка и Лапоть»)

Как козлятам спастись от злого волка? («Волк и семеро козлят»)

Что можно было сделать, чтобы не похитили братца? («Гуси-лебеди»)

Как выгнать лису из избушки? («Заюшкина избушка»)

Как попить воды, чтобы не превратиться в козленка? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

При подведении итогов работы группы перечисляют способы решения проблем (без указания приемов фантазирования), среди которых выбирается наиболее подходящий для данной сказки («вписывающийся в сюжет»). Можно предложить группам самим выбрать лучший вариант и рассказывать продолжение сказки с соответствующими изменениями, желательно в «сказочном» стиле.

  1. Обсуждение «Хорошо-плохо».

Мы с вами смогли выручить героев сказок, а почему автор этого не сделал сам? Что хорошего и что плохого в том, что сказочные герои встречаются с трудностями и проблемами?

В процессе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что «беспроблемная» сказка станет неинтересной: исчезнут опасные приключения, героям не придется преодолевать трудности, добро не сможет победить и наказать зло, если его не станет.

Для чего тогда мы придумывали, как помочь героям? Было ли в этом задании что-то хорошее?

Возможный вариант ответа: кроме того, что мы учились помогать другим и понимать, что безвыходных положений не бывает, мы «упражнялись» в применении приемов фантазирования, которые в дальнейшем можно будет использовать для придумывания новых сказочных героев и сочинения сюжетов сказок.

  1. Подведение итогов занятия.

И все же, когда проблем очень много, это тоже не является хорошим. Давайте представим, что приемы фантазирования могли бы помочь решать реальные проблемы.

Возможны два направления обсуждения: какими приемами хотели бы «владеть» учащиеся, и какие проблемы им бы хотелось разрешить.

Категория: Доклады, статьи | Просмотров: 8 | Добавил: ewa | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Кнопка сайта
Установите мой баннер:
Сайт учителя начальных классов
Сайт посетили
счетчик посещений
Живой календарь
Праздники

Copyright MyCorp © 2017



Методсовет educatalog.ru - каталог образовательных сайтов Сайт Мои Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site
 <a target=_blank href= Я на Методсовете