II. Актуализация знаний
|
Учитель читает загадку:
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)
Объект ОДР ШНЛ-11-01 (5 секунд)
Учитель: А что вы знаете о соловьях?
Учитель: Соловей – от слова «соловый», то есть невзрачный. Вот, оказывается, за что получила эта птичка свое название, а вовсе не за волшебный голос.
В былые времена не было ни радиоприемников, ни магнитофонов. Зато почти в каждом трактире, постоялом дворе, купеческом доме была клетка с соловьем. Соловей заменял музыку. И стоил пернатый певец очень дорого.
Учитель: Давайте еще раз послушаем пение
Видео 1
|
Учащиеся отгадывают загадку.
Рассказывают о соловье с опорой на источник.
а). Этимологический словарь.
Слово «Соловей» произошло от славянского слова «соловь», что означает серый, желтоватый.
б). Толковый словарь С.И. Ожегова.
Буро-серая птичка, из отряда воробьиных, отличающаяся красивым пением.
|
Познавательные УУД
Выделение характерных особенностей соловья
Коммуникативные УУД
Владение монологической и диалогической формами речи.
Регулятивные УУД
Способность к произвольному вниманию.
Выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные УУД
Владение монологической формой речи.
Умение с достаточной точностью выражать свои мысли.
Познавательные УУД
Поиск, выделение и структурирование информации.
Синтез как составление целого из частей; восполнение недостающих компонентов.
Свободная ориентация в словарях и справочниках,
восприятие текстов делового стиля.
|
IV.
Открытие нового знания
Первичное чтение текста « Соловьи». Восприятие.
Словарная работа и беседа по содержанию
Словарная работа и беседа по содержанию
Словарная работа и беседа по содержанию
Физкульт-минутка
Словарная работа и беседа по содержанию
|
Чтение и анализ текста.
- Чтение текста учителем (учебники закрыты).
Учитель: Определите жанр произведения. Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? Вам когда-нибудь доводилось слышать соловья или пение другой птички?
Учитель: А вы хотите увидеть и услышать соловья в живой природе?
Объект ОДР ШНЛ-11-01 (15 секунд)
Видео 2
Учитель: Похоже пение соловья описывает писатель?
2. Работа по учебнику.
Учитель: Прочитайте первую часть текста про себя.
Учитель: Значение каких слов вам непонятно?
Почин – начало (стр. 174 – толковый словарь учебника).
Учитель: Какие слова вам еще не понятны? Кто может объяснить?
Какой лес называют ольховым?
Утренний клёв – о чем говорит автор?
(соловьи поют всю ночь и рано утром).
3. Ответы на вопросы учебника. Чтение вопросов:
Вопрос №3.
Учитель: Как ты считаешь, как нужно читать те строчки, которые являются звукоподражанием: медленно или быстро? (читать нужно достаточно быстро, мелодично, как единую музыкальную фразу).
Учитель: Прочитайте строчки, которые являются звукоподражанием.
Вопрос №5. (Выразительное чтение отрывка).
Учитель: Какие слова непонятны? Кто может объяснить? Как можно назвать эту фразу?
(Фразеологический оборот).
- А где еще можно было найти объяснение этого фразеологического оборота?
(Во фразеологическом словаре).
Учитель: Какой еще фразеологический оборот есть в этой части? («Голова кругом»).
Учитель: Можете объяснить?
- Прочитайте, почему же у автора «голова кругом»?
Обратите внимание на первое предложение второй части «… и летят мне вдогонку соловьиные колена и кольца…»
Как вы это понимаете? Прочитайте, как называет автор колена, летящие ему вдогонку? (пульканье, клыканье…).
Вы можете их изобразить?
Учитель: соловьиные колена выделяются свистовые, щелкающие, рокочущие. Соловей может выводить до 24 колен, но это редко, чаще 10, которые повторяются и перестанавливаются в различном порядке.
ФИЗМИНУТКА
Птички в гнездышке сидят.
На меня они глядят.
Полетать они хотят
И тихонько все летят.
Ответы на вопросы учебника.
Учитель: Если бы герой не бежал все время, а просто стоял в лесу и слушал соловьев, впечатление изменилось бы? Почему?
Учитель: в природе можно услышать до 5-6 певцов, которые словно соревнуясь, азартно распевают 10-15 метрах друг от друга.
Учитель: Прочитайте третью часть рассказа. Какие слова нужно объяснить? Какие слова и фразы вам еще не понятны? Кто может объяснить?
- рябые – с пятнами другого цвета на основном фоне, пестрый.
- прибрежная трава – растет на берегу.
- шест – длинная палка.
- придонный глаз – глаз, смотрящий на дно.
Учитель: Почему автор называет леща «лещище»? Как вы понимаете? «Рассыплет по поверхности озера сразу с полтысячи бус».
Что значит фраза «так холодом и ошпарит»?
Учитель: Помогают ли вам слова, придуманные автором представить пение соловьев?
(сложно словом передать пение птички).
Учитель: Посмотри, чем отличаются слова в каждой паре придуманных слов, записанных лесенкой.
Учитель: Как ты думаешь, зачем писатель пользуется такими парами?
(чтобы показать разнообразие соловьиного пения и неуловимость соловьиных трелей, невозможность точно обозначить их в слове).
Учитель: Прочитайте эти пары. О каких это бусах идет речь?
Прочитайте. Что лучше помогает вам представить пение соловья – звукоподражание, которое придумал писатель или образ рассыпавшихся по гладкой поверхности бус?
|
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Передают личные эмоциональные переживания.
Слушают пение соловья.
Читают в учебнике первую часть рассказа про себя.
Отвечают на вопросы учителя.
Находят толкование слова в словаре учебника.
Учащиеся объясняют непонятные слова.
Читают вопросы в учебнике, находят нужную информацию.
Выборочно пересказывают прочитанное.
Выборочно читают учебник
(тии-вить, пуль, пуль…, клы, клы…,плен, плен…).
Выразительно читают вторую часть рассказа.
Объясняют слова:
- замолкает на миг - на немного, на чуть-чуть, не надолго
- вдогонку - (догоняют, следом за мной)
- начинает разгоняться - (петь громче)
- передают меня «из рук в руки» (стр. 174 – толковый словарь учебника – имеется в виду, что лирический герой набегу слушал одного соловья за другим: не успевало пение одного соловья затихнуть в глубине леса, как уже звучало пение другого).
Работают с фразеологическим словарём:
«Из рук в руки» - передавать (переходить) в распоряжение кого-либо другого.
«Голова кругом» – кто-либо теряет способность ясно соображать (от дел, забот, переживаний).
Ученики зачитывают объяснение из толкового словаря Владимира Ивановича Даля.
(Колено – разнообразное пенье птиц.)
Записано на доске.
Читают карточки по очереди
Первое: пульканье – этак – «пуль-пуль-пуль-пуль…».
Второе: клыканье – «клы-клы-клы».
Третье: дробь.
Четвертое: раскат – «трррррр…».
Пятое: пленьканье – «плень-плень-плень…».
Шестое: дудка – «го-го-го-го-го», «ту!».
Седьмое: кукушкин перелет – самое редкое колено. Сильный такой, звонкий свист.
Восьмое: гусачек – «га-га-га-га…».
Девятое: юлиная стукотня – как юла – этакий круглый свист: «фюиюи-юиюи…».
Десятое: почин – этак: «тии-вить».
Читают вопросы, отвечают на вопросы.
- Лирический герой бежит по лесу и это дает ему возможность слышать сразу нескольких соловьев.
- Конечно, впечатление изменилось бы.
Чтение детьми третьей части текста вслух.
Объясняют слова:
- язь – рыба из семейства карповых.
- новый певец, приозерный уже – имеется в виду соловей, певший рядом с озером, «при озере».
Отвечают на вопросы учителя, выборочно читают текст:
Разные колена пения соловья зазвучат над поверхностью озера.
Мурашки пойдут от красоты звучания, пения соловья, а потом станет жарко от восхищения.
Первая пара – меняются первые согласные п-б, вторая пара – меняются гласные ы-о, третья пара – меняются гласные е-и.
Учащиеся выдвигают предположения и приводят доказательства. Выборочно читают текст:
Раскатистую трель соловья писатель сравнивает с рассыпавшейся по поверхности озера «полутысячею» бу).
|
Личностные УУД
Мотивация учения.
Формирование целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
Умение с достаточной точностью выражать свои мысли. Владение монологической и диалогической формами речи.
Регулятивные УУД
Волевая саморегуляция: способность к произвольному вниманию, к преодолению препятствий.
Познавательные УУД
Смысловое чтение.
Личностные УУД
Нравственно-этическое оценивание прочитанного.
Познавательные УУД
Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.
Свободная ориентация и восприятие текста.
Умение сжато, выборочно передать содержание текста.
Регулятивные УУД
Способность к произвольному вниманию, к мобилизации сил и энергии.
Познавательные УУД
Поиск, выделение и структурирование информации. Смысловое чтение.
Извлечение информации из текста.
Синтез как составление целого из частей; восполнение недостающих компонентов.
Свободная ориентация в словарях и справочниках,
восприятие текстов делового стиля.
Познавательные УУД
Извлечение информации из прослушанного текста.
Извлечение информации из художественных текстов из других источников.
Личностные УУД
Учебно-познавательный интерес, положительная эмоциональная направленность.
Познавательные УУД
Построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Извлечение информации из прослушанного текста.
Извлечение информации из художественного текста.
Поиск, выделение и структурирование информации.
Синтез как составление целого из частей; восполнение недостающих компонентов.
Свободная ориентация в словарях и справочниках,
восприятие текстов делового стиля.
Коммуникативные УУД
Владение монологической и диалогической формами речи. Построение речевого высказывания.
Познавательные УУД
Анализ с целью выделения
признаков. Выбор оснований и критериев для сравнения.
Познавательные УУД
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Смысловое и выборочное чтение.
Поиск, выделение и структурирование информации.
|
VII.
Рефлексия учебной деятельности
|
Учитель: Вот и кончился урок, он пошёл, наверно, впрок. Выберите ответ:
- Я удовлетворен(а) результатами урока а) да, б) нет.
- Я удовлетворен(а) своей работой а) да, б) нет
- Во время урока я испытывал(а)
а) интерес, б) волнение, в) усталость, г) другое
4. Такая форма урока мне понравилась а) да, б) нет.
5. Во время выступления я испытывал(а):
затруднения, стеснение, неудобство, затруднений не было, другое (нужное подчеркнуть)
6. Себе за работу я бы поставил(а)________________
(оценить по пятибалльной системе)
|
Отвечают на вопросы.
Слушают пение соловья.
Осознают необходимость пользования различными словарями, для расширения познания.
Оценивают уровень усвоенного материала.
Делают личностный выбор, исходя из личностных ценностей.
|
Регулятивные УУД
Мотивировать свои действия, выражать положительное отношение к процессу познания.
Оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения;
|