Тема урока:"Как человек использует свойства воды".
Тема
Ход урока
Повторение пройденного.
Прозрачная
бесцветная жидкость, которая в природе встречается в трех состояниях.
(
вода)
Назовите
три состоянияводы ( твердое,
жидкое, газообразное)
Газ,
образующийся из воды при её испарении. (пар)
Непрозрачный
воздух,насыщенный парами воды.
(туман)
Атмосферные
осадки в виде небольших ледяных шариков(град)
Превращение
воды из жидкого состояния в газообразное( испарение)
Условие
при котором вода может менять свое состояние (температура)
Учитель. На прошлом уроке мы проделали несколько опытов и
узнали, какими свойствамиобладает вода.
Давайте вспомним эти свойства.
Нет формы
текучесть
без запаха
без вкуса
Прозрачная
Растворитель
Несжимаема
Испаряемость.
Проверка домашнего задания
1. Провести опыт на растворимость веществ(по алгоритму). Сделать выводы.Найти ответ на вопрос: Что происходит с водой
при нагревании и при охлаждении.
Какие трудности возникли при
выполнении заданий?
Прочитайте предложения. Вместо
точек впишите пропущенные слова.
Вода … при нагревании и…
приохлаждении. В воде растворяются
некоторые вещества, потому, что вода хороший …. Воду можно очистить спомощью …
.
( расширяется, сжимается, растворитель, фильтра)
Сегодня на уроке мы продолжим
изучать свойства воды , а так жеузнаем
почему вода находится в опасности.
Опыт с паром совершающим работу.
На штативе закрепляем колбу с водой и затыкаем
пробкой. С помощью горелки нагреваем колбу с водой. Вода, превращаясь в пар,
расширяется и стремится занять гораздо больший объем. Поэтому пар с силой
вырывается из колбы и выбивает пробку.
Учитель. Что наблюдали?
Дети. Вода, нагреваясь
превращалась в пар.
Учитель. В каких состояниях
наблюдали воду?
Дети. Жидкость, водянойпар.
Учитель. Почему была вытолкнута
пробка ?
Дети. Вода, превращаясь в пар, расширяется и
стремится занять гораздо больший объем, поэтому пар с силой вырывается из колбы
и выталкивает пробку.
Учитель. Какой объем стала
занимать вода при переходе из воды в пар?
Дети. Гораздо больший объем.
Учитель. Кто или что дует в
свисток вскипевшего чайника?
Физминутка.
Совместное открытие знаний.
Где применяется это свойство ?
(Работа с учебником стр.87.)
Учитель. Около 200 лет назад
англичанин Джеймс Уатт нашел способ, как использовать силу сжатого пара и
построил паровую машину. В ней при сжатии топлива нагревается вода в котле. Пар
из котла имеет только один выход в цилиндр, по которому ходит поршень,
соединенный с колесом.Пар толкает
поршень и крутит колесо. Энергия топлива переходит в тепло, а потом- в
движение. Изобретение Уатта легло в основу конструкции паровоза парохода,
паровых машин, заменяющих тяжелый труд рабочих на заводе.
Работа с учебником стр. 87.
Какое свойство воды используется
в паровом двигателе?
Дети. В паровом двигателе
используется свойство воды расширяться при нагревании.
Учитель. Что произойдет с банкой
консервов, если ее, невскрывая,
поставить разогреваться на плиту?
Дети. Вода в консервах от
нагревания расширит свой объем и банка взорвется.
Бережное отношение к воде –
лекция учителя.
Для человека очень важно знать
свойства воды, так как в своейдеятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей
планете, чья жизнь не возможна без воды. Вода- одно из главных богатств на
Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла
пресная вода.А такаяугроза существует. В пресной воде рек и озер
много растворенных веществ, в том числе ядовитых, в ней могут быть
болезнетворные микробы. От загрязнения воды страдает все живое, она вредна для
жизни человека. Поэтому воду- наше богатство, надо беречь!
Кто из вас посчитал сколько раз
за день встречаетсяв быту с водой?
Расходводы человекомв день.
Для чего нужна вода ?
Расход воды в день (л)
Умывание
10( +45 туалет)
Купание
40 (ванна) + 95- 190(душ)
Приготовление пищи
5
Мытьё посуды
10
Стирка
20
Мытьё полов, окон
50
Полив цветов, огорода
100
Знаете ли вы ?
·Что пресная водасоставляет всего 3 % от общего количества водной массы Земли.
·Что 80 % всей пресной воды нашей страны и пятая
часть пресной воды планеты находится в озере Байкал.
·Что всего 12 граммов нефти достаточно, чтобы
сделать непригодной 1000 литров воды.
·Что всего 5 г. Нефтепродуктов затягивают пленкой
50 кв. м водной поверхности.
·Что ежегодно в мировой океан по вине человека
попадает 3-4 тонны нефти.
·Что каждый литр сточных вод, попадая в водоём,
приводит в негодность 100 литров хорошей воды.
·Что болотное растение камыш- главный природный
очиститель прибрежной зоны большой реки. Оно способно поглощать вредные
химические вещества.
Учитель.
Назовите причины загрязнения
воды. Чем опасно загрязнение воды?Как
люди охраняют воду от загрязнений?
Используя схему, расскажи о мерах
по охране вод:
Охрана вод:
1.строительство
очистных сооружений
2.экономия
воды
3.посадка
и охрана растений по берегам водоемов
4.использование
дляочистки воды растений и животных,
являющихся живыми фильтрами
5.контроль
за уровнем загрязнения воды.
Учитель. Вода- это жизнь.
Древнейшие цивилизации зародились в воде, в долинах великих рек: «уходила»
вода- пустели города и деревни. Давайте будем беречь, экономить каждую каплю
воды.
Итог урока:
О каком свойстве водывы узнали на уроке?
Почему вода находится в
опасности?
От чего загрязняется вода в
реках, озерах, морях?
Как каждый человек должен беречь
воду?
Домашнее задание:
Чтение учебного материала
учебникстр. 85- 86,нарисуй плакат «Охрана вод». Составь
обращение к ребятам на тему «Берегите воду!», ответь на вопросы «Почемучки»:
·Почему вода в морях соленая?
·Какая вода называется минеральной?
·Можно ли воду нести в решете?
·Можно ли сказать, что вода в природе вращается
по кругу?