Понедельник, 29.04.2024,
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS 

"Первые ступеньки в Страну Знаний"

 Сайт учителя начальных классов Е.В. Исавниной
                                                                                                                                                    
                                                                                                                                                           


                                                                

      

Улыбнись!
Афоризм
Познакомимся ?
Кто Вы?
Всего ответов: 1503
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
E-mail:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Окружающий мир » Окружающий мир

Конспект урока по теме: "Глобус - модель Земли" ШКОЛА 2100

Исавнина Евгения Владимировна

МОУ СОШ № 4, п. Ванино

Хабаровского края

 

Конспект урока окружающего мира  по программе «Школа 2100», 2 класс

 

 

Тема: Глобус-модель  Земли.

 

Цели урока:

1.закрепить понимание детьми шарообразности Земли.

2. научить их демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси на глобусе.

 

Оборудование: глобус, клейкие метки для каждой группы,

плакат «Форма Земли» и «Глобус и карта» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса»,  рисунок ракеты, рисунок инопланетянина.

 

                                                   Ход урока

 

У: Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Для полета нам необходимо собрать космический корабль, а для этого давайте ответим  на вопросы:

1. Что такое линия горизонта или просто  горизонт? Можно ли до него дойти?  

 ( воображаемая линия, граница между небом и землей; место, где как бы небо сходится с земной поверхностью)

2. Какую форму имеет Земля? (Земля имеет форму шара)

3. Кто совершил первое кругосветное путешествие в космосе?

 (12 апреля 1961  — летчик – космонавт  Юрий Гагарин осуществил первый в истории человечества космический полёт, за 108 минут совершив один виток вокруг Земли  на корабле «Восток-1)

4.Что такое земля звезда или планета?

( Земля – это 3 планета солнечной системы)

5. Назовите спутник Земли.

 (Луна – спутник земли, она вращается вокруг Земли)

 

У: Молодцы! Наш космический корабль готов к путешествию!

Скомандует диктор:

                            Внимание, взлет!

И наша ракета

Помчится вперед!

                                                  Как говорил Гагарин:

                                                          «Поехали!»

 

У: Откройте бортовые журналы (учебники) на стр. 32. Посмотрите,  какой мы видим землю из космоса? (голубой, шарообразной). Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель. На прошлом уроке в качестве модели  мы использовали мяч. Как вы считаете, придумали ли люди модель Земли?

 

Д: Мы думаем, что модель земли существует. Это глобус.

 

У: Попробуйте сформулировать  тему нашего урока?

     (Глобус- модель Земли?)

    С чем познакомимся на уроке? Что узнаем? Чему научимся?

У: Правильно. Мы узнаем, что такое глобус, кто его изобрёл. Узнаем, что есть на глобусе  и  раскроем тайны и загадки Земли.

 

Отгадайте загадку, о чем она?

Он Земли изображение

И  не любит искажения  (глобус)
 

У: Глобус – это модель земли.  Глобус – латинское слово. Как вы думаете, что оно означает?

Д. Круглый.

Д. Шарообразный, шар.

 У. Верно. Глобус (лат.) – шар. Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии, и создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Сделал он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Берега Западной Европы и Восточной Азии разделены только морем. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии.  Известно ли Вам, что в нашей стране находятся два любопытных глобуса? Оба они сделаны в Голландии очень давно, более 300 лет назад, искусными мастерами того времени, и оба принадлежали Петру Первому . Один из них в диаметре составляет 173 см, другой 319 см. Оба  приводились в движение особым механизмом. Самый большой был не только глобусом, но и планетарием. Во внутрь него вела дверца, посреди глобуса стоял стол и скамейки, за которыми умещалось 12 человек. Посетители могли наблюдать суточное движение звезд. Чтобы перевести первый глобус из Москвы, пришлось впрягать 14 лошадей. Интересна судьба этих гигантов. В настоящее время оба они находятся в музеях и на них можно посмотреть любому желающему. Если хочешь узнать об этих глобусах, прочитай о них в энциклопедии «Аванта+», том география.

 

У: Посмотрите на глобус. Во всем ли он похож на Землю?

Д: Глобус- это небольшой шар. Он окрашен разными цветами. Большую часть занимает голубой. Встречаются еще желтый, зеленый, коричневый цвета. Глобус стоит на ножке и его можно вращать.

У: Как вы думаете, что на глобусе изображено синим цветом? А что изображено другими цветами?

Д: Раскраска глобуса показывает, где поверхность Земли покрыта водой, где на ней суша, горы и реки.

 У: Голубой цвет –это вода. На земле много океанов и морей. Коричневый цвет- это вся суша и горы. Темно- синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей. А темно- коричневые- самые высокие горы. Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лед.            

 

У: Глобус можно повернуть.  Попробуйте вращать глобус. Что помогает совершать это движение?

Д: Внутри находится штырь.

У: А как при этом расположен глобус?

Д: Он наклонен.

У: Для глобуса штырь – это ось вращения. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус- уменьшенная копия Земли.

У: Как вы думаете, почему его сделали вращающимся?

У: Нам кажется, что вращается Солнце, звезды, Луна. А на самом деле Земля вращается очень плавно, равномерно, а мы вместе с ней.

(Чтение текста на стр. 33)

У. Вращайте глобус вокруг Земной оси. Кто знает, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси.

Д. Происходит смена дня и ночи.

 

ВЫХОД В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС

 

                    ФИЗМИНУТКА

У: На ноге стоит одной,
     Крутит-вертит головой.
     Нам показывает страны,
     Реки, горы, океаны.
     Ты как глобус покрутись,

     А теперь остановись!

Относительно солнечного света (из окна), покажите, где день (поднимите руку), где ночь (покажите, как вы спите)

 

КОСМИЧЕСКАЯ  ЛАБОРАТОРИЯ

 

Практическая работа (по группам):

·        Найди на глобусе Москву. Приклей рядом с ней метку (липкую бумажку- стикерс). Поверни глобус. Какое движение совершает Москва  при вращении Земли?

·        Наклей другие метки выше и ниже Москвы. Различается ли их путь при вращении?

·        Наклей метку так, чтобы её путь был самым большим.

·        Наклей другие метки так, чтобы у каждой был такой же большой путь.

·        Если ты выполнил задание правильно, то эти метки окажутся на одной линии. Прочти на глобусе её название.

Д: Эта линия называется ЭКВАТОР.

У: Каждая точка Земли движется по кругу. Самый большой путь проходят точки на экваторе.

 

У: Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте.

Д: Это самая верхняя и нижняя точки.

У: Кто знает их названия?

Д: Они называются полюса. Сверху северный полюс (Арктика), а внизу Южный полюс (Антарктида).

У: На какой полюс показывает стрелка компаса?

Д: Северный.

У: Экватор делит Землю на полушария: Северное и Южное.

 

Экватор – это линия,
Кривая, ярко – синяя.
Делит глобус пополам –
Чтобы нам не спутать вдруг,
где там Север, а где Юг.

 

У: В каком полушарии мы живем?

Д: В северном

 

Работа  в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир» стр.10, задание 2

 

У: Какие ещё есть линии на глобусе?

Д. На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии.

У: Есть ли такие линии на земле?

Д: Таких линий на Земле нет.

У: Давайте найдем в учебнике их название на стр.34

Д: Это параллели и меридианы.

У: Как называются линии на глобусе, которые, как пояски?

Д: Параллели.

У: А как называются  линии, которые идут сверху вниз?

Д: Меридианы.

У: Параллели, меридианы, экватор и полюсы- это воображаемые линии и точки. Они никак не обозначены на поверхности Земли. Но положение каждой из них можно найти, наблюдая за Солнцем.

 

Работа  в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир» стр.10, задание 1

 ЗАГАДКИ ИНОПЛАНЕТЯНИНА

 

У: Отгадайте загадки:

 Ты держишь целый мир в руках
Моря и океаны
Тайгу, вершины гор в снегах
Все города и страны

Ты держишь мир в руках как мяч
Но только он учебный
А вот теперь скажи, трюкач
Что за предмет волшебный?
(глобус)

  Вокруг неё Земля вращается,

 А  утро с ночью не встречается  (ось)

 На Земле живут две точки,

 Обе в беленьких платочках  (полюса)

 

КОСМИЧЕСКАЯ ЛОВУШКА

Коллективная работа.

 

А теперь мы должны выбраться из ловушки,  для этого командам необходимо правильно ответить на вопросы:

1. Что такое глобус?  (уменьшенная модель Земли)

2. Самая большая параллель Земли…(экватор)
3. Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют... (параллелями)

4. Линии, указывающие направление север-юг, называют… (меридианами)

5.  Экватор делит земной шар на два полушария  (Северное и Южное)
6. Какие воображаемые линии и точки вы знаете? (Параллели, меридианы, экватор, полюсы)

У:  Спасибо, вы умницы. Теперь мы можем вернуться на родную Землю.

      

Чтение учителем стихотворения Е. Шкловского «Ты береги нас»

Смотрю на глобус – шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги».

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу!»

 

У: Почему глобус просит беречь Землю?

 

У: Вот мы и приземлились на нашу голубую планету  Земля.

 

Итог урока:

·        С чем познакомились на уроке?

·        Что нового узнали?

·        А что же такое глобус?

·        Вам понравился урок?

 

                      САМООЦЕНКА РАБОТЫ

У каждого ребенка рисунок инопланетянина.

Красный инопланетянин- на уроке было интересно, легко.

Желтый инопланетянин – на уроке испытывал затруднения.

Коричневый инопланетянин- на уроке скучно, трудно, я ничего не понял, не запомнил.

 

У: Дорогие мои земляне, к  следующему уроку прошу вас

1.     найти ответ на вопрос: «Какие  бывают  глобусы?»

2.     выполнить задания в рабочей тетради стр.11 задания 3, 4,5

3.     подготовить интересный вопрос, загадку  по теме нашего урока.

 

 

Категория: Окружающий мир | Добавил: ewa (27.09.2010) | Автор: Евгения
Просмотров: 22378 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Кнопка сайта
Установите мой баннер:
Сайт учителя начальных классов
Сайт посетили
счетчик посещений
Живой календарь
Праздники

Copyright MyCorp © 2024



Методсовет educatalog.ru - каталог образовательных сайтов Сайт Мои Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site
 <a target=_blank href= Я на Методсовете