У: Сегодня на уроке мы повторим написание словарного слова.
Отгадайте загадку (ученица):
Летом бродит без
дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.
У: Правильно. Это медведь! А кто такой медведь? Где он
обитает?
Д: Дикое животное, обитает в лесу, у него огромная сила,
зимой спит в берлоге.
УЧИТЕЛЬ прикрепляет к
доске ментальную карту слова .
У: А кто из ваз
помнит, почему этого зверя назвали «медведь»? Давайте предоставим слово ученице:
«Топтыгин, Косолапый,
Михаил Иванович, мишка- так любовно называют в русских сказках хозяина леса
медведя. Первая часть понятна. Это- мед. Вторая же произошла от слова «еда»,
потому что мишка никогда не откажется отведать медку».
СЦЕНКА
- Эй, медведь, на
вопрос ответь
-Какой вопрос,
стрекотуха?
-Почему тебя Медведем
зовут?
- Хе-хе! Бестолковая
ты птица. Мёд- ведь- значит мёд ведающий. Знаю, стало быть, где мёд в лесу
спрятан. (Н. Сладков.)
У: Давайте запишем слово медведь. Чтобы не допустить
ошибки скажите, написание какой буквы мы
должны запомнить? (безударной гласной Е в первом слоге) А какое слово нам
поможет не ошибиться?
Д: Мёд, ведает
У: Запишем это слово вместе с ученицей, но сначала:
Закрой глаза, представь себе
это слово, написанным в книге.
Назови его по буквам.
Заставь помигать "опасную" букву. Какая буква "мигает"?
Прочти медленно, как будешь писать.
Запиши это слово, проговаривай вслух то, что пишешь.
Подчеркни орфограмму.
А теперь ученица познакомит нас с фразеологическим оборотом,
устойчивым выражением, который вы наверняка слышали: Медведь на ухо наступил
О ком так говорят?
Медведь на ухо
наступил- о том, кто лишен музыкального слуха.
Плачет Ёж. Какое горе!
Быть хотел солистом в хоре.
Но Ежу, сказала Муха,
Наступил Медведь на ухо.
Наступил Медведь на ухо -
Нет теперь ни капли слуха.
А я знаю еще один фразеологический оборот: Медвежья услуга
Какую услугу можно назвать медвежьей?
Д: Неумелая, приносящая вместо помощи вред, неприятность
У: Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из
тетрадки.
Не надо! Ведь
этим ты другу
Окажешь …
(медвежью услугу)
У: Ребята, ученица составила для вас ребус, давайте его
разгадаем.
Д: Медведи
У: Мы записали слово медведь и разгадали слово медведи, что
вы можете сказать об этих словах?
Д: Это форма одного и того же слова.
У: А теперь давайте подберем однокоренные слова
- если
он медведь, то она … (медведица)
- а их
детеныша как будут называть? ….(медвежонок)
У: Запишем эти слова. Как пишутся корни в однокоренных
словах?
Д: Одинаково
У: В какой сказке героями были медведь, медведица и
медвежонок?
Д: Три медведя.
ФИЗМИНУТКА
Три медведя шли домой:
(дети идут как медведь)
Папа был большой-большой.
(поднимают руки вверх)
Мама с ним – поменьше ростом,
(руки на уровне груди, вытянуты вперёд)
А сыночек просто крошка,
(садятся на корточки)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил.
Динь, динь, динь-
Гремел мишутка.
Так звучит его игрушка.
|