Тема: Борис
Николаевич Сергуненков «Одуванчик»
Цели: познакомить с творчеством писателя; овладение
детьми навыками смыслового чтения, творческим преобразованием информации,
воспитание корпоративной культуры.
Оборудование: альбомные листы, фломастеры на каждую
группу, иллюстрация одуванчика, экспертная карта, карточка для ученика.
Программные средства:
УМК «Школа-2100», авторы Бунеев Р.Н.,
Бунеева Е.В.
Ход урока
Прозвенел уже звонок-
Наконец у нас урок!
Будем знанья получать,
И, конечно, отвечать.
У: Наш урок начнем с
загадки:
В летний солнечный денек
золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке
все дремал он у дорожки,
А проснулся - улыбнулся:
- Вот пушистый я какой!
Ах, боюсь, что разлечусь,
Тише, ветер луговой!
У: Что вы знаете об одуванчиках?
Ученик читает стихотворение Елены
Приходько:
Шла по городу Весна,
Кошелёк несла она.
Краски яркие и кисти
Нужно было ей купить.
Приоткрыла кошелёк,
А монетки
Скок,
скок,
скок!-
Раскатились,
убежали,
Одуванчиками стали.
У: Так о чем мы сегодня будем читать?
У: Совершенно верно. Писатель Борис Сергуненков поведает нам
невероятную историю об этом, казалось бы, обычном цветке.
Сведения об авторе: Сергуненков
Борис Николаевич — детский писатель. Родился 8 февраля 1931 года в
Хабаровске. Отец Сергуненкова — выходец из крестьян. Мать — из семьи иркутских
промышленников. В детские и школьные годы Сергуненков вместе с родителями
постоянно менял место жительства: большая часть детства прошла во Владивостоке,
Сергуненков учился в школах на Сахалине (Южно-Сахалинск),
Комсомольске-на-Амуре, в Москве. Интерес к литературе, к слову Сергуненков
почувствовал рано: с 13 лет вел дневники, с 15-ти увлекся писанием стихов, в студенческие времена перешел к
прозе — первая книга рассказов (неопубликованная) была написана к середине 50-х
годов.
У: Давайте представим, что одуванчик это маленький
человечек. Как вы думаете, о чем он может мечтать?
Первичное чтение
произведения учителем .
Деление текста на 4 смысловые части совместно с детьми.
(Прием «Ажурная пила»)
Деление детей на группы и распределение частей текста.
Задание: каждая группа читает свой фрагмент текста, и
выделяют самое главное.
Роли учеников в группе:
- Тот,
кто будет презентовать группу.
- Художник, рисует фрагмент (диафильм) к своей части
текста.
- Ищет
непонятные слова и выражения.
4-5 Разведчики, читают фрагмент текста другой
группы, готовят вопросы соперникам 6. Слабый ученик работает по карточке, на которой тот же фрагмент текста, но только в нем пропущены слова, которые он и должен вставить.
Условия работы группы: во время выступления другой группы ребята должны заполнять экспертную
карту (приложение 1)
Оценка работы в группах:
·
Группа заполнила экспертную карту, была активна
при обсуждении частей текста, подготовила интересные вопросы соперникам – отлично
·
Экспертная карта заполнена не полностью, группа
была менее активна – хорошо
Физминутка
В летний солнечный денек
золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке
все дремал он у дорожки,
А проснулся - улыбнулся:
- вот пушистый я какой!
Ах, боюсь, что разлечусь,
тише, ветер луговой!
Учитель выслушивает каждую группу учеников.
1 часть.
Главное: Одуванчику было завидно
Вопрос: Чему завидовал одуванчик? Кого видел одуванчик?
Толкование слов: обочина, тележка, тачка, рюкзак, глазея.
Рисунок: Одуванчик у дороги
Настроение одуванчика: грусть
2 часть.
Главное: Одуванчику снятся счастливые сны
Вопрос: Что снилось одуванчику? Что видел одуванчик наяву?
Толкование слов: протирал заспанные глаза, наяву.
Рисунок: Одуванчик спит в кроватке
Настроение одуванчика: грусть
3 часть.
Главное: Одуванчик стал седой
Вопрос: О чем подумал одуванчик? Что его огорчило?
Толкование слов: много дней подряд
Рисунок: Одуванчик седой
Настроение одуванчика: печаль
4 часть
Главное: Пушинки одуванчика полетели
Вопрос: Кто сорвал
одуванчик? Что сказала девочка одуванчику?
Толкование слов: порыв ветра.
Рисунок: Белая шляпка одуванчика, летящие пушинки
Настроение одуванчика: грусть или радость ?
Физминутка для глаз: летящие пушинки одуванчика
У:
- Были
ли причины у одуванчика завидовать людям?
- Сбылась
ли мечта одуванчика?
- Как
вы думаете, эта сказка грустная или веселая? Почему?
Выборочное чтение.
Пересказ сказки по составленному диафильму, плану.
У: У каждой сказки должен быть хороший конец. Придумайте
продолжение сказки, станьте пушинкой этого одуванчика и отправляйтесь в путешествие.
Рефлексия деятельности
Оценка экспертных листов по указанным критериям, оценка
работы группы в целом.
Экспертный лист группы
Вопрос другой группе
1
часть__________________
2
часть__________________
3 часть
__________________
4 часть
__________________
|
Настроение одуванчика
1
часть__________________
2
часть__________________
3 часть
__________________
4 часть
__________________
|
Озаглавь части сказки
1
часть__________________
2
часть__________________
3 часть
__________________
4 часть
__________________
|
Рейтинг группы
1 заполнение
экспертного листа__________________
2 количество
интересных вопросов__________________
3 количество активных
ребят __________________
|
|