Требования к устной речи, ребенка поступающего в
1 класс
С момента рождения до поступления в
школу ребенок проходит важный этап в своем развитии. За этот период он
усваивает огромное количество информации об окружающем его мире, людях,
объектах и явлениях. Активно развивается его речь, что является одной из
наиболее важных предпосылок его дальнейшего успешного обучения.
Задача взрослых – сделать все возможное
для того, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой устной речью.
Если Вы заметили, что у ребенка не
сформирована та или иная сторона речи, то необходимо обратиться к логопеду. Но
в то же время при незначительных нарушениях речи Вы сами можете ему помочь.
1. Примерные
задания для развития звукового анализа:
1) придумать
слова с 3, 4, 5 звуками;
2) отобрать
картинки, в названии которых 4 или 5 звуков;
3) разложить
картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове. Пример: пир,
папа, дом, кино и т.д.
4) подобрать
слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба,
уши, кошка);
5) составить
слова из букв разрезной азбуки: сом, рама, шуба, кошка;
6) добавить
различное количество звуков к одному ми тому же слову, чтобы получилось слово:
ПА – (пар), ПА- (парк), ПА – (паром), ПА – (паруса);
7) преобразовать
слова:
а) добавляя звук: рот – крот, мех –
смех, осы – косы, луг – плуг;
б) изменяя один звук слова: сом – сок –
сук – суп и т.д.;
8) составлять
слова из букв одного слова: крапива ( парк, ива, карп, пар, рак, Ира и др.);
9) от
записанного слова образовывать цепочку слов таким образом, чтобы каждое
последующее слова начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом – мак –
кот – топор – рука;
10) Игра
с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного
количества звуков, в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
2. Примерные
задания для развития языкового анализа:
1) придумать
предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов;
2) придумать
предложение с определенным количеством слов;
3) увеличить
количество слов в предложении («Маша увидела котенка» - 3 слова, «Маша увидела
пушистого котенка» - 4 слова, «Маша увидела очень пушистого котенка» - 5 слов);
4) определить
место слов в предложении (какое по счету указанное слово);
5) поднять
цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.
3. Развитие
слогового анализа:
1) повторить
слово по слогам, сосчитать количество слов;
2) определить
количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру;
3) разложить
картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии.
Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога.
4. Примерные
задания для развития лексики:
1) развитие
ассоциаций. Взрослый называет слово, а ребенок в ответ называет первое слово,
какое придет в голову: стол – (еда), говорит – (слушает), желтый – (лимон),
быстро – (медленно);
2) классификация
предметов на картинках «овощи и фрукты», «домашние и дикие животные», «домашние
и дикие птицы», «посуда и мебель», «одежда и обувь» и т.д.;
3) отгадывание
загадок;
4) придумывать
слова - «неприятели»: день – ночь, войти – выйти, утро – вечер, добро – зло и
т.д.;
5) объяснить
значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ - железный ключ, острая коса –
длинная коса, глубокая норка – пушистая норка, больная ножка – деревянная
ножка;
5. Примерные
задания для развития словообразования:
1)
назвать ласково: шкаф – шкафчик, стул – стульчик и др.
2) Где
что храниться? (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты, мыло, масло,
соль и др.);
3) назвать
детенышей животных;
4) назвать
профессии, например: «Кто носит багаж?» (носильщик), «Кто вставляет стекло?»
(стекольщик), «Кто чинит часы?» (часовщик) и др.
6. Нарушение
грамматического строя речи – серьезная проблема и требует
специальных логопедических занятий.
7. Примерные
задания для развития навыков связной речи:
1) пересказ
небольших текстов;
2) рассказать
о пережитых событиях, например: поездка в зоопарк;
3) составлять
описательные рассказы об окружающих предметах, например: мяч – круглый,
красный, резиновый, яркий, большой;
4) составить
рассказ по сюжетной картинке;
5) составить
рассказ по серии сюжетных картинок.
|