Как
помочь маленькому школьнику, рассказывают детский психолог Наталья Гришаева и
директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких.
Проблема
№1
Записывать
домашнее задание
Для
70 процентов первоклашек это главная школьная беда. Одни еще не умеют писать,
другие - просто невнимательные, третьи – теряются в строчках дневника.
Родителям придется тренировать деток. Учите ребенка писать списки, записки,
«напоминалки». Поручите ему, например, составить под вашу диктовку список
покупок перед походом в магазин, или попросите оставить папе записку, чтобы он
позвонил бабушке, предлагайте записывать время и название его любимых передач.
Проблема
№2
Делать
уроки
Договоритесь,
что малыш сам выполнит часть задания, например, напишет строчку «палочек».
Подойдите – проверьте. Еще строчка – снова проверка. И с каждым разом
увеличивайте объем самостоятельной работы. Не нужно сидеть над душой ученика и
смотреть ему под руку. Но и полностью перекладывать все уроки на первоклашку,
не советую. Ему еще очень нужны ваши помощь и поддержка.
Проблема
№3
Высыпаться
Сейчас как никогда важно, чтобы малыш ложился спать в 21.30, а
вставал в 7 (если в школу к 8.30). Если ребенок не будет высыпаться, он будет
плохо себя чувствовать и проспит первые уроки. А утром ученику нужно время,
чтобы раскачаться. Дети не могут вставать впритык, как взрослые, хватать в зубы
бутерброд и одеваться в лифте. Будите малыша заранее и дайте время раскачаться
и спокойно собраться.
Проблема
№4
Молнии,
пуговицы, застежки, пеналы, папки, «сменка»
Малыш
приходит в школу и ему нужно расстегнуть куртку, повесить ее. Потом он приходит
в класс, и ему нужно достать из портфеля все нужные вещи, а потом убрать их на
место. Первоклашки постоянно теряют свои вещи, не успевают доставать тетрадки и
ручки, страдают из-за упрямых пуговиц или сложных застежек на пеналах и
портфелях. Мамы и папы, проверьте, чтобы ребенок без труда одевался и
раздевался сам – пусть штаны и юбки будут на резинках, куртки на кнопках, папки
нужны простые, в форме конверта, без миллиона отделений, пеналы – без красивых
и сложных застежек, а самые элементарные круглые, пластиковые на молниях.
Проверьте, чтобы ручки и карандаши не рвали и не царапали бумагу. Рассеянному
школьнику не вручайте мешок со «сменкой», постарайтесь уместить сменную обувь в
портфель.
Если
вы знаете, что ваш первоклашка все теряет, подписывайте его вещи.
Проблема
№5
«Не
хочу больше в школу!»
Столкнувшись
со сложностями на уроках, ребенок может такое заявить. И не нужно его ругать и
гнать за парту. Скажите так: «Взрослые ходят на работу, а дети, когда им
исполняется 7 лет (6 лет) все идут в школу. Теперь это твоя работа – ходить на
уроки и узнавать новое». И еще скажите, что очень гордитесь, что у вас в семье
теперь есть школьник.
Можете
привести свой пример и сказать, что сами не хотели ходить в школу первые дни,
но потом вам понравилось там.
Когда
ребенок приходит из школы, не спрашивайте его: «Как ты себя вел? Никого не обижал?»
Так вы только направите его мысли в ненужное русло. Спросите: «Что нового ты
узнал? Что было интересного в школе?» Удивляйтесь и восхищайтесь, когда малыш
что-то вам рассказывает: «Ты, правда, это знаешь? Ну, надо же! А я не знал. Ты
молодец!»
Проблема
№6
Не
подружился с одноклассниками
Попробуйте
сами подружиться с родителями других деток. Устраивайте детские праздники,
сходите с детьми в поход, в кафе, приглашайте ребят к себе в гости. Собирайте
их маленькими группками, чтобы у них была возможность подружиться. Не ждите,
что учительница будет проводить такие мероприятия, у нее и так много дел.
Проблема
№7
Учительница
меня не любит»
Возможно,
ребенок думает, что все взрослые должны относиться к нему так же, как мама.
Объясните первоклашке, что учительница – это не мама, она дает знания и хочет,
чтобы ты слушал, когда она что-то рассказывает. Обязательно скажите малышу,
чтобы он вам рассказывал о своих проблемах, пообещайте, что поможете ему.
А
теперь идите к учителю, но не с претензией, а за советом. Скажите так: «Я не
педагог, а вы педагог, посоветуйте, как мне быть в этой ситуации?»
Сейчас
вам нужно постараться сблизить ребенка с учительницей.
Проблема
№ 8
Ранний
подъем
Будите
чадо за 20 минут до того, как ему на самом деле нужно проснуться. И будите не
тазом холодной воды, а нежными словами: тебе пора просыпаться, солнышко, но
можешь еще пять минут поваляться. Поверьте, малыш будет благодарен вам за эти
подаренные ему самые сладкие 5 минут под одеялом.
Делайте
зарядку! Сначала 5 минут, потом 10, до 20 минут. Сначала движения будут
сонными, но потом организм начнет просыпаться. Зарядка должна быть
пробуждающей, никаких резких упражнений – растяжка, размять ручки-ножки, шею,
спину.
После
зарядки – в душ! Это добавит бодрости и хорошего настроения!
А
потом завтрак с хорошим настроением. Здорово, если вы музыку еще какую-нибудь
поставите.
Проблема
№9
Не
завтракает в школе
Первое
время многие ребята не могут есть в столовой. Иногда это из-за стресса и
волнений, но если стресс прошел, а малыш все еще не хочет завтракать в школе,
узнайте, все ли нормально в столовой? Может быть, детям там неудобно сидеть,
или там грязно, или невкусно… В любом случае, не переживайте, ведь уже после 12
часов ребенок будет свободен и прекрасно пообедает дома.
Проблема
№10
Туалет
Обязательно
расспросите своего первоклассника об этом. Проверьте сами и, если нужно,
примите меры. В детском туалете должно быть чисто, кабинки должны закрываться,
чтобы малышам не было неудобно, должны быть туалетная бумага, полотенца для рук
и мыло. И главное – отсутствие запаха, который отпугнет привыкших к приличным
туалетам деток.
ВАЖНО
Адаптация к школе идет 2-3 месяца. В это время
ребенок может перестать есть, как обычно, плохо спать, нервничать и
капризничать, вставать утром с плачем и даже писаться. Это все из-за стресса,
сильных переживаний и нагрузок. Но если такая адаптация длится не 2 месяца, а
полгода, обратитесь к психологу.
|