1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых
мгновениях своего прошлого
Начало школьной жизни - большое испытание для маленького человека.
Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое
отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с
прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный
фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение
к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши
добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и
рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит
ему не теряться
Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?»
- отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя,
номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой
ситуации.
3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи
Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет
организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру
более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть
у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на
первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но -
личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у
взрослых так.
4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе
Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются
чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать. В этой
связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих
неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе
засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные
последствия всегда плачевны. В моей практике был такой случай. Девочка блестяще
прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?»
уверенно ответила: «Нет!».
5. Не старайтесь быть для ребенка учителем.
Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети
испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в
присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти
трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите
участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.
Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот
день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место
для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может
рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с
ребенком этого достичь невозможно.
6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи
Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался
играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием.
Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть
победителем считается только первый, а все остальные - проигравшие. Отмечайте
по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой.
После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные
игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
7. Хорошие манеры ребенка - зеркало семейных отношений
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь
ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно.
Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы
я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы.
Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать
во всем.
8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе
Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же
естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам,
своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли
куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В
следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в
поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.
9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни
Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым
он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою
одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут
справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на
шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно,
если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько
вечеров.
10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения
Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство
самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда.
Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду,
соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на
выходные дни -еще более сложное дело . Приучайте ребенка считаться с интересами
семьи и учитывать их в повседневной жизни.
11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с
ребенком
Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте
его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы - очень
подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите
ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и
буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.
Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре
глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько
ложек тебе понадобится? Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки,
повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице
или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые
окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги,
проезжающие мимо машины.
12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его
любознательность
Обращайте его внимание на краски осеннего леса. Наблюдайте за погодой и
очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка.
Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной
жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.