Вторник, 26.11.2024,
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS 

"Первые ступеньки в Страну Знаний"

 Сайт учителя начальных классов Е.В. Исавниной
                                                                                                                                                    
                                                                                                                                                           


                                                                

      

Улыбнись!
Афоризм
Познакомимся ?
Кто Вы?
Всего ответов: 1511
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
E-mail:
Пароль:

Каталог статей

Главная » Статьи » Внеклассная работа » Родителям в помощь (чтение)

Литературное чтение

Книга «Капельки солнца» Р.Н. и Е.В. Бунеевых – первый в авторской серии учебников для чтения в начальной и средней школе. Он пришел на смену Азбуке. C его помощью мы продолжаем совершенствовать технику чтения, умение понимать прочитанное на уровне слова, словосочетания, предложения; вникать в содержание и смысл текста в целом; осваивать приемы анализа прочитанного. Идет работа и над выразительностью чтения, языковыми особенностями текстов. Достижению этих же целей способствуют задания рабочей тетради.
Дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится внимательно вглядываться в окружающий мир. Материал представлен четырьмя разделами. Для них отобраны стихи, рассказы, сказки, доступные для понимания детей. Работа на уроке строится в соответствии с технологией формирования типа правильной читательской деятельности и ведется до чтения, во время чтения и после чтения. Задания рабочей тетради также распределены именно таким образом. В первом разделе «Попрыгать, поиграть…» наши первоклассники знакомятся с героями-помощниками: Катей Персиковой, Вовой Колесниковым и Петей Зайцевым. Они сопровождают детей в путешествии по страницам книги и подают уроки вежливости. Дети вместе с учителем рассматривают иллюстрации, читают название текста, фамилию автора и предполагают, о чем пойдет речь дальше. Учиться читать, понимая прочитанное, – наша с ребятами главная задача. Поэтому вся работа строится в диалоге с учителем, на доступных произведениях, которые легко пересказываются и хорошо запоминаются. Дома дети выполняют в основном творческие задания: придумать рассказ в картинках, нарисовать Домик дружбы, составить программу циркового представления по стихотворению С. Маршака «Цирк шапито». А на одном из уроков дети рассказывают о своей любимой игрушке. Задача родителей – быть в курсе того, что ежедневно читает ребенок в школе и дома, разговаривать с детьми об авторах, героях, что-то придумывать и этим способствовать развитию речи детей.

Первая проверочная работа дает возможность увидеть, как дети соотносят название произведения с автором, могут ли отличить стихи от рассказов и сказок, знают ли героев. Второй раздел «Наш дом» – о доме, в котором мы живем, о том, кто рядом. У первоклассников развивается умение все увидеть, рассказать, объяснить, понять настроение собеседника. На одном из уроков проводится конкурс на лучшее чтение стихотворений. Есть и урок, посвященный подробному пересказу с опорой на план и ключевые слова. Дома такой вид пересказа тоже надо тренировать: о чем сказать сначала, какие слова использовать, чем рассказ закончить.

Пересказ готовится так:
Перечитывается текст.
Выделяются важные ключевые слова. Причем их количество зависит от степени готовности ребенка к пересказу. Чем она ниже, тем больше слов. Нужно помнить, что ключевые слова отражают смысл текста, и это необязательно главные члены предложения.
Ключевые слова записываются, зарисовываются или обозначаются графически с помощью цвета.
Ученику показывается образец пересказа.
Далее ребенок пробует пересказать сам. Если что-то не получается – текст надо перечитать, записать дополнительные ключевые слова.

В классе пересказы детей обсуждаются и словесно оцениваются.

Дома можно обратить внимание на:
последовательность (логику) пересказа;

полноту пересказа;
речь ребенка (замену авторских слов обыденными);
грамматическое оформление текста (например, сохранились ли в речи ребенка слова-cвязки: однажды, вот, но и др.);
ошибки в содержании (фактические, искажение смысла); выразительность.

Тема третьего раздела – «Ребятам о зверятах». Наш герой Петя Зайцев хочет открыть лесную школу для зверей, а первоклассники ему в этом помогают и сами узнают много интересного о животных, о взаимоотношениях человека с ними. Для творческих заданий предлагается нарисовать плакат, придумать свою необычную азбуку – цветочную, птичью, сказочную и т.д. Все задания раздела готовят детей к выразительному чтению, умению делать паузы, голосом передавать настроение героев. Четвертый раздел – «Маленькие открытия» – учит ребят видеть необычное в обычном, уметь радоваться и удивляться увиденному. А сколько таких открытий дети могут сделать вместе с родителями! Вы можете научить ребят радоваться каждому новому дню, солнцу, дождю и ветру, птицам, облакам, тропинкам, травке, цветам. Учите детей выражать свои мысли и эмоции. На уроках мы тоже учимся рисовать словами весну, слышать ее звуки.

Вместе с детьми мы пробуем самостоятельно:
озаглавливать части рассказа, то есть выделять самые главные и важные мысли;
составлять план текста и делить его на части;
рассказывать о герое (какой он?);
придумывать свои названия;
уточнять значения слов;
рисовать то, о чем прочитали.
Все эти виды работ помогают первоклассникам вдумчиво читать, размышлять, а главное – взрослеть.

2 класс
С необычайными, сказочными историями второклассники познакомятся в разделе «Самое обыкновенное чудо». Впрочем, чудо обыкновенным не бывает. Нужно просто уметь его увидеть даже там, где не видят другие. Это умеют делать и поэты, и писатели, и дети в своих фантазиях, иногда даже летчики. «Розовый слон» – мечта, фантазия, в которую многие взрослые не верят, хотя сами «когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Дети с восторгом читают удивительную сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Какие открытия она им подарит? Оказывается, еще встречаются взрослые с душой ребенка. Только они могут понять и объяснить рисунок Маленького принца и помнить то, что завещал нам этот необыкновенный малыш. Уроки по этой сказке очень интересны. Ребята учатся рассуждать, доказывать свою точку зрения цитатами сказки. Мы с вами тоже помним многие из них:
    Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
    Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.

Очень важно, чтобы ребенок нашел ответы на главные вопросы:
О чем мечтал Маленький принц? А Лис?
Почему Лис хотел, чтобы Принц его приручил?
Как можно приручить кого-то?
Почему счастье невозможно, если ты кого-то не приручил?
Можешь ли ты вывести формулу лекарства от одиночества?
Дети делают для себя очень важные выводы, узнав секрет Лиса, а по сути, секрет Экзюпери. Это действительно удивительная сказка, в которой нет сказочных примет, не противопоставляется добро злу, а есть мир взрослых и мир детей. И чудо – чудо детства,  дружбы, умения понимать сердцем, а не умом.

Другие авторы тоже делятся с нами своими секретами. Мы с детьми понимаем, что все приключения Алисы – это ее фантазии, что другой герой мечтает о море и рисует его в своем воображении, что самая обыкновенная гусеница глубоко сожалеет о том, что никто не замечает ее красоты. Но понимаем все это мы только благодаря замечательным людям – писателям, с которыми учимся вести диалог: задавать по ходу чтения вопросы, прогнозировать ответы, подтверждать их текстом. Дети рассказывают сказки по плану, опорным словам, ищут самую точную формулировку главной мысли произведений. Они хотят узнать о полюбившихся авторах еще больше:
Как мужественный французский летчик сочинил добрую нежную сказку?
Какие еще стихи написал Валентин Берестов?
Как научился видеть необычное в обычном Виктор Хмельницкий?
Почему у Геннадия Цыферова все сказки музыкальные?
Как Борис Сергуненков в сказках очеловечивает мир?

На эти и другие вопросы дают ответы беседы об авторах. Творческие задания раздела предлагают ребятам попробовать сочинить сказки на одну из тем: «Роза и шипы», «Вода и огонь», «Море и звезды». Можно выбрать и свое название. Наша «Маленькая дверь в большой мир» закрывается. Но наши дети теперь знают тех, кто, как и они, умеет мечтать, фантазировать, имеет свою собственную Вообразилию. Это творческие люди. Рядом с ними интересно жить.

3 класс
Страна литературного чтения открывает для третье-классников свои новые тайны – тайны звуков, музыки, разгадав которые, можно понять, что такое «музыка сердца». В этом разделе дети читают о музыке и музыкантах, о влиянии прекрасных мелодий на человека, на его душу, даже на всю его жизнь.
Вот рассказ Ивана Сергеевича Тургенева о необычном соревновании певцов – «Певцы».  Описание двух исполнителей: Якова и Рядчика позволяет представить себе этих певцов. А кто из них победил, показывает реакция слушателей, по которой все становится ясным. Как точно Тургенев передал словами русскую песню! «Русская… душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны». Но как рождается музыка? Как композиторы умудряются передать мелодией свои чувства и настроения? Об этом – рассказ К. Паустовского об Эдварде Григе. Читаем мы его в диалоге с автором, чтобы понять фактуальную и подтекстовую информацию. Такое чтение – с размышлением, пониманием, словарной работой – должно быть и дома. И детям становится понятно, почему Григ решил сделать необычный подарок именно Дагни. Он многое о ней узнал из их недолгого разговора, Дагни ему понравилась: она сумеет понять его музыку, когда подрастет. И, действительно, через много лет Дагни была благодарна Григу за то, что он открыл перед ней «то прекрасное, чем должен жить человек». Очень советую родителям не только прочитать вместе с детьми этот рассказ, но и послушать музыку Грига. А вот музыка Моцарта поможет представить ребятам сказочную историю запечного сверчка, рассказанную Геннадием Цыферовым. Это и сказка, и быль. Как музыка Моцарта: она волшебна, но очень сильно и реально воздействует на чувства человека, на его настроение.
Рассказ Виктора Драгунского «Независимый Горбушка» тоже о том, как искусство  «наполняет сердца». Но в этом случае – искусство слова. После прочтения всех перечисленных произведений третьеклассникам предлагается письменная творческая работа – сочинение «Что я представляю, слушая музыку» или письмо своему любимому писателю. В этой четверти мы читаем много стихов о весне! Учимся видеть и слышать поэтическую весну, понимать настроение авторов, размышлять и сравнивать, чувствовать дыхание весны, рисовать ее портрет. А выписывание цитат на страничку «Весна» помогает детям рассказать о весне по-настоящему поэтично и красочно. На материале текста Алексея Толстого «Весна» проверяются читательские умения третьеклассников, а именно:
Умение видеть и понимать используемые в тексте языковые средства;
Умение вычитывать из текста фактуальную информацию, подтекстовую (неявную, скрытую «между строк») и концептуальную (главный смысл, авторский замысел);
Умение ориентироваться в структуре текста;
Умение определять жанровую и тематическую принадлежность текста;
Умение составлять небольшой собственный текст на основе творческого пересказа.
Данная работа размещена в тетради по литературному чтению.

Особый раздел – «День Победы». В год 65-летия Великой Победы он очень значим! Война – трудная тема. Современные дети далеки от нее, но память о великом народном подвиге должна быть жива, без нее невозможно вырастить наших детей настоящими гражданами, патриотами своей страны. Во многих семейных архивах наверняка хранятся документы военного времени, фотографии, письма тех, кто воевал, работал, получил награды, был ранен в годы войны. Родители должны познакомить с ними своих детей, рассказать о родственниках и их жизни во время войны, прочитать вместе книги, которые дополнят, расширят чисто семейную военную историю.

4 класс
В последней четверти четвертого класса дети знакомятся со многими произведениями детской литературы XX века, которые рассказывают о необычных героях и событиях, волнующих не одно поколение. Наши четвероклассники читают повести и рассказы Лидии Чарской, Бориса Житкова, Евгения Шварца, Алексея Толстого, Аркадия Гайдара, Николая Носова, Виктора Драгунского, Ксении Драгунской, стихи «обериутов». Повесть Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки» до сих пор интересна детям, особенно девочкам. Волнующие события, характеры героев, их взаимоотношения, сопереживание главной героине Лене Икониной, постоянное чередование плохого и хорошего, размышления о причинах тех или иных поступков персонажей оставляют заметный след в душе детей. Повесть Лидии Чарской учит доброте, чуткости, умению сопереживать и сочувствовать. А это так важно в наше жесткое время. Девочки моего класса с удовольствием читали всю повесть, а не только отдельные части из учебника, искали другие произведения писательницы («Записки институтки», «Записки сиротки», «Княжна Джаваха», «Газават. Тридцать лет борьбы горцев за свободу»), обменивались этими книгами друг с другом. До сих пор сохраняются две противоположные точки зрения на литературное творчество Лидии Чарской. Дети, познакомившись с главами повести в учебнике, высказывают свою точку зрения, выслушивают разные мнения своих одноклассников, спорят, доказывают, отстаивают… Настоящая дискуссия! Этим и замечательны уроки литературного чтения! Мы видим, как в наших детях растет настоящий читатель.

Категория: Родителям в помощь (чтение) | Добавил: ewa (06.05.2011) | Автор: Евгения
Просмотров: 8877 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Кнопка сайта
Установите мой баннер:
Сайт учителя начальных классов
Сайт посетили
счетчик посещений
Живой календарь
Праздники

Copyright MyCorp © 2024



Методсовет educatalog.ru - каталог образовательных сайтов Сайт Мои Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site
 <a target=_blank href= Я на Методсовете