Что нельзя говорить школьнику?
По
мнению педагогов и психологов, даже из самых лучших побуждений не стоит
говорить школьнику некоторые фразы.Что нельзя говорить школьнику?
«Ты ведь можешь учиться по всем предметам на
одни пятерки».
Конечно,
приятно похвалиться перед родственниками и знакомыми дочкой — круглой
отличницей. Но задумайтесь: так ли важны вашему ребенку успехи абсолютно по
всем предметам или ему приходится осуществлять ваши мечты. Часто, требуя
хороших оценок, родители не замечают реальных успехов ребенка, его умений и
способностей.
Кстати,
круглые отличники часто не могут разобраться, какая область знаний для них
действительно интересна и ценна. Ведь им приходится быть «на уровне» и по
физике, и по литературе, и по биологии.
На
самом деле такая категоричная родительская требовательность мешает развить в
ребенке умение грамотно распределять свои силы и время, ориентируясь на
важность работы.
Для
взрослых ведь не равнозначны мытье полов и подготовка доклада к совещанию на
работе, хотя и то, и другое нужные дела! Так дайте возможность своему умному и
замечательному отличнику самому решать, что для него нужнее: «5» и по истории,
и по физике или «5» по истории, «4» по физике и баскетбольная секция по
субботам.
«Все дети жалуются, что им скучно учиться,
не стоит на это обращать внимания».
В
самом деле, энтузиазм первоклассника угасает уже на второй-третий год обучения.
Что уж говорить о подростках. Причем нудить, что ему скучно, может и отличник,
и троечник. Но закрывать на это глаза не стоит, а надо попытаться понять:
почему скучно.
Может
быть, слишком легкие задания и вашему гению пора переходить к высшей
математике? Тогда прикупите различные «занимательные» математики, биологии,
истории и прочую вспомогательную литературу, которая может простимулировать
интерес к учебе.
Детское
«мне скучно» может также означать и то, что не складываются отношения с
учителями. И тогда вам придется выяснить, в чем состоит конфликт, и попытаться
его решить.
«Быстро и хорошо сделать уроки просто
невозможно».
Так
думают многие родители и требуют от школьника сидеть за домашним заданием
день и ночь. На самом деле чем дольше ребенок сидит за уроками, тем больше
устает и тем меньше у него остается в голове.
Медики
считают, что первоклассники должны тратить на домашние задания 1 час,
второклашки — 1–1,5 часа. В третьем-четвертом классах на это должно уходить
около 2-х часов, в пятом-шестом — 2–2,5, в седьмом — около 3-х, а в старших
классах — около 4-х часов. Ученикам начальной школы надо делать перерыв каждые
полчаса на 30 минут, старшеклассникам каждые 45 минут — на 15 мин.
Когда
школьник занимается по ночам, это говорит не только о том, что он не умеет
правильно распределять свое время. Но и о том, что вы его этому не научили.
Кроме того, вечерний сон полезнее утреннего. Да-да, лучше встать на час раньше
и почитать на свежую голову: этот час «покрывает» три вечерних, и утром
информация усваивается лучше.
«Легкие задания делать необязательно, рутина
ничему не научит».
Действительно,
если ребенок справляется без труда с заданиями, начинает казаться, что их
выполнение — напрасная трата времени. И все же они должны быть сделаны. Как
правило, это задания на закрепление материала, что немаловажно. Кроме того,
решение «занудных примерчиков и простеньких упражнений» воспитывают
усидчивость, вырабатывают настойчивость и терпение.
Поэтому
не ограждайте дите от рутинных заданий, а учите справляться с ними. Объясните,
что и вы, к примеру, моете посуду вовсе не потому, что это самое увлекательное
на свете занятие. И помогите увидеть в скучном маленьком задании часть
интересного большого.
«Пусть пропустит денек и не пойдет в школу,
в жизни ему еще достанется».
Когда
мамы и папы нынешних школьников сами были учениками, они и помыслить не могли,
чтобы пропустить даже один урок без уважительной причины. Сейчас же не только
медики и психологи, но и учителя более гибко относятся к этому понятию. И
уважительной причиной может быть не только плохое самочувствие, но и
переутомленность, и даже отпуск родителей.
Хотя
и здесь нужна мера. Ведь чаще всего ребенок устает потому, что не соблюдает
элементарный режим дня. Кладите его спать вовремя, следите, чтобы он не только
чах над уроками, но и гулял на улице. Осторожно надо подходить и к вопросу с
отпуском или выходным после праздника. Вы уверены, что ваш ребенок достаточно
взрослый? И он поймет, что внеурочные выходные — это приятное исключение и не
может стать правилом?
Если
же подобными исключениями злоупотреблять, то ни к чему, кроме необязательности
и безответственности, это не приведет.
«А ты, двоечник, не заставляй меня больше
краснеть перед учителем».
Мы
чувствуем себя виноватыми, когда слышим жалобы учителя на поведение, нестарание
или плохие оценки детей. Мамы и папы идентифицируют себя со своим ребенком. И
когда критикуют их чадо, злятся вместе с ним на «тупую училку» или на
«бестолкового лодыря» вместе с учителем.
Под
мишень тут же попадает «бестолковый лодырь», но не потому, что ленится, а
потому, что заставил маму краснеть. Учитель распекал своего подопечного, а не
маму, которой следует не кричать на родного сыночка, а помочь ему. То, как вы
поведете себя в данной ситуации, будет моделью разрешения конфликтов для
ребенка в будущем. Выбирайте для себя и для него: скандал или анализ проблемы
без лишних эмоций.
«Зачем ходить на школьные собрания, все
равно ничего нового я на них не услышу».
А
между тем посещение таких собраний для самого ребенка не менее важно, чем для
учителя. Это внимание и забота, «величину» которых он может сравнить с
«размером», достающимся его одноклассникам. Дети, чьи семьи игнорируют просьбы
учителя собраться в школе, чувствуют себя словно обделенными в любви.
Вторая
причина, по которой стоит «осчастливить» своим появлением классного
руководителя, — избавить ребенка от участия в денежных разборках. Не секрет,
что сегодня школьные сборища — это в том числе и поборы. Гораздо хуже, если
деньги станут спрашивать с ребенка. Каждый раз, приходя в школу, он будет
чувствовать себя виноватым, поскольку опять забыл передать родителям, что
собирают деньги на охрану драгоценной школы, подарки для учителей и прочие
классные нужды.
|