Причины стойкого непослушания
следует искать в глубине его психики, как правило, они эмоциональные и поэтому
не осознаются ни взрослым, ни самим ребенком. Поэтому эти причины надо знать, а
их всего четыре.
• Первая – это борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества
внимания, которое ему так необходимо для нормального самочувствия, то он
находит свой способ его получить – это непослушание. При этом, родители то и
дело отрываются от своих дел, одаривая ребенка замечаниями. Нельзя сказать, что
это приятно, но для ребенка лучше такое внимание, чем никакого.
• Вторая причина – это борьба за власть и самоутверждение против чрезмерной
родительской опеки. Знаменитое требование «Я сам» двухлетнего ребенка
сохраняется у таких детей в течение всего детства. И им бывает невыносимо
трудно, когда родители в основном им указывают или делают замечания. Такой ребенок
начинает восставать, чтобы отстоять свое право самому решать свои дела, и
вообще показать, что он личность. И неважно, что его решение подчас не очень
удачное, зато оно свое, а это главное.
• Третья причина – желание отмстить родителям либо за нанесенную обиду, или за
невыполненное обещание и несправедливое наказание. Смысл плохого поведения в
этом случае следующий: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам тоже будет плохо».
Хотя в глубине души ребенок переживает и даже страдает.
• Наконец, четвертая причина – потеря веры ребенка в собственный успех. Накопив
горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребенок теряет уверенность в себе и
приходит к выводу, что стараться незачем, потому что все равно ничего не
получиться, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно, и пусть я буду
плохой». Таким образом, еще раз отмечу,
что мотивов плохого поведения ребенка всего четыре: борьба за внимание, борьба
за самоутверждение, месть и потеря веры в собственный успех. Но в любом случае,
серьезные нарушения в поведение ребенка - это сигнал о помощи. Своим поведение
он говорит нам: «Мне плохо, помогите мне».