План воспитательной работы классного руководителя (воспитателя)
Раздел I. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с анализом уровня образованности
школьников, состояние воспитательной
работы за предыдущий период.
1 вариант:
а)состав класса (общие сведения, возрастной и половой
состав, краткие сведения
семейного влияния и авторитета родителей);
б) уровень развития учащихся (здоровье, нравственность, способности);
в)общение в классе (отношение друг к другу, к учителям);
г) актив
класса (состав, авторитет, выборный или фактический, инициативность, самостоятельность и т.д.);
д)выделение групп как одаренных, так и "педагогически запущенных" детей.
2 вариант:
а) состав класса (общие сведения, возрастной и половой состав, краткие сведения семейного влияния и авторитета
родителей);
б)"Учение"илиотношениекучебнойдеятельности (познавательный уровень, общее
развитие, особенности мышления,работоспособность,уровеньусвоенияпрограммного материала науроках,интересы,познавательнаяактивность, количество учащихся, имеющих "2","5", с одной "3" и т.д.; возможность улучшения успеваемости в перспективе
причины по лучения "2'');
в)"Общение" или микроклимат в коллективе
(есть ли в классе актив,
выборный или фактический его авторитет, его инициативность,самостоятельность, взаимоотношение учащихся друг с другом, сучителями);
г)"Здоровье"
(уровень физического развития, психолого-физиологическое состояние детей и т.п.):
д)"Досуг" (формы и содержание проведения досуга с учащимися,
соответствие их
интересам, склонностям и
способностям);
е)"Образ жизни" (краткая характеристика социально-бытовых условий,отношениек материальнымидуховнымценности жизни, его гражданская позиция).
Раздел II. Организационно-педагогические задачи
Необходимо
предусмотреть как перспективные, так и текущие задачи, исходя из перспективной
(идеальной) цели - формирование гармонической, всесторонне развитой личности, и
реальной - дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе
предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть
наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные -
возможности семьи, школы, общества, государственной власти. При выдвижении
задач следует учитывать следующие материалы:
а)государственные
и правительственные документы об образовании;
б)уровень
развитияучащихся класса;
в)выводы
из анализа состояния воспитательной работы за предыдущий год.
Раздел III. Основные
направления и содержание работы с учащимися
Направление I."Здоровье"
По этому
направлению необходимо проводить беседы о значении физической культуры, спорта,
туризма в жизни, труде и защите Отечества, знакомить с санитарно-гигиеническими
правилами о соблюдении режима дня, питания и сна, правил личной гигиены и
общественной санитарии; практиковать упражнения, соревнования, походы и
экскурсии, в которых принимают участие учащиеся как внутри школы, так и внееё.
Направление II . "Общение"
Основными формами и методами по этому
направлению могут быть: беседы о культуре общения, культуре поведения,
соблюдению норм элементарной нравственности во взаимоотношениях; просмотр спектаклей,
кино и телепередач с последующим обсуждением; упражнения, деловые игры,
тренинг по общению учащихся друг с другом, общению с учителями и родителями,
поведению в общественных местах.
Направление III . "Учение"
Включает:
изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий и наблюдений за
детьми; совместную работу с "малым педсоветом" (общение с
учителями-предметниками, завучем); организация консультативной помощи
отдельным учащимся по предметам; проведение совместно с другими учителями
внеклассных мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы
учащихся; выработка совместной стратегии и тактики помощи ребенку со стороны
семьи; организация самообслуживания, учебной работы класса.
Направление IV . "Досуг"
Может
включать, выявление индивидуальных интересов детей, помощь в выборе
кружков,спортивных секций, клубов,
расширение познавательного интереса, кругозора класса (экскурсии, литературные,
исторические, географические, математические, физические, спортивные и др.
вечера, встречи,конкурсы, посещение
кино и театров); помощь детям в общественной работе, в возможности зарабатывать
деньги на личные и общественные (школьные) нужды; организация коллективной
творческой деятельности класса, совместного отдыха на природе; обеспечение
детям, не имеющих успехов в учебе, авторитета перед классом и другими учителями
за счет демонстраций их достиженийв
другой сфере.
Направление V"Образ жизни"
Включает
следующие примерные виды деятельности: знакомство с условиями жизни ребенка в
семье, с режимом дня школьника, изучение особенностей его отношений с
родителями; фиксирует наиболее авторитетных для ребенка членов семьи и
устанавливает с ними рабочий (деловой) контакт.
Классному
руководителю целесообразно вместе с ребятами позаботиться о красивой, уютной обстановке, вместе подумать
о стиле классной
комнаты (кабинета),наладить
самообслуживание и дежурство.
Кроме того, необходимо использовать беседы с детьми о здоровом образе жизни, о ценностях
подлинных и мнимых, организовывать дискуссии о назначении этикета, его роли в
жизни общества и во
взаимоотношениях человека с другими людьми
Раздел IV. Взаимодействие с учителями-предметниками
Включает
целевые посещения занятий; организацию индивидуальной работы с учащимися, учителями-предметниками:
организацию малых
педагогических советов с целью выработки стратегии и тактики работы с
одаренными детьми и запущенными в педагогическом отношении учащимися, так называемыми "трудными", обсуждение характеристик и т.д.
Раздел V. Работа с родителями и общественными организациями
Может
включать следующее: выбор различных форм
работы с родителями,
определение тем родительских собраний и сроков проведения, возможности посещения семей с предварительным
их согласованием в сроках и необходимости,проведение консультаций по вопросам воспитания и обучения, развитая школьников,родительских собраний, вечеров, "дней открытых дверей", координацию усилий родителей,
общественных и государственных учреждений в
воспитании.