Условия педагогического успеха коллективного творческого
дела
Первое условие - общая забота.
Надо
научиться включать каждого воспитанника как своего младшего товарища в совместные
действия на общую радость и пользу.
Второе условие - товарищество.
Воспитатель
должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику
как к младшему товарищу.
Третье условие - единство мыслей и
действий, воли чувств.
Воздействовать
так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека:
познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевуюи
действенную.
Четвертое условие - единый коллектив.
Влиять так,
чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих
воспитателей на себя, а также способами
воздействия воспитанников друг на
друга,на
воспитателей и каждого воспитанника на
самогосебя.
Пятое условие - творчество, а нешаблон.
Влиять так,
чтобы использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия - незаметное и открытое,
прямое и опосредованное,
но использовать непременно творчески, не допуская формализма и унылого, убивающегонеординарность однообразия.
Основные
виды коллективных творческих дел: познавательные дела; трудовые дела; художественные и спортивные дача.
Стадии коллективного творческого
дела (КТД)
(по методике И.П. Иванова)
Стадии
Педагогическое
целеполагание
Методы, формы
деятельности коллектива
Предварительная работа воспитателя
(1 стадия)
-Для чего, с кем? - С какой целью? Кто
может помочь? - Как подключить детей, родителей? Кому
быть организатором?
Нацеливающие"воспитательныемероприятия: «стартовые
беседы», товарищескаябеседа,рассказ-размышление, убеждение
на собственном опыте.
Коллективное планирование
(2 стадия)
- Какие дела проведем?
- На радость и пользу кому? - Где лучше проводить? - С кем лучше проводить?
Сбор-старт:обоснование предложений,анализзадач на размышление. Творческий поиск.Открытаядискуссия. Деловаяигра.Побуждение
ободрением,похвалой,помощью, доверием).Выборы «совета дела» и др.
Подготовка дела
(3 стадия)
-
Как развивать положительные качества ребят? - Как преодолевать отрицательные
качества ребят? - Как включить всех ребят в активный творческий поиск? - Как
научить ребят преодолевать трудности, не поддаваться соблазнам?
Товарищескийконтроль. Обсуждение.
Уточнение проекта коллективноготворческого дела.
Проведение дела
(4 стадия)
- Как воодушевить воспитанников и
помочь им сосредоточиться на главном в КТД? - Как увлечь воспитанников
личным примером? -Как добиться радостной перспективы
близкого успеха'' - Как научить ребят выходить из затруднительного
положения?
- Как убедить ребят в
необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни?
-Как научитьвоспитанников анализироватьиоценивать свою работу?- Как сделать, чтобы коллективный
анализ стал традицией?
- Как научить ребят реализовывать выводы
и предложения? - Как научить воспитанников использовать полученный опыт в жизни
коллектива? - Как научить учащихся осуществлять собственныерешения?
Творческиегруппы.Расстановка сил. Доверие. Радостная перспектива.
Изменение режима.Выполнениечередующихся
поручений. Преемственность в делах. Перспектива.Взаимопомощь.
Таким
образом, целевой и содержательный аспекты стадии коллективного творческого дела заключаются в следующем:
Первая
стадия - стартовая
беседа: во времякоторой воспитатель увлекает воспитанников радостной перспективойинтересного и полезного дела. Для кого'? Когда? Где? Кто? С кем
вместе?
Вторая стадия - коллективное планирование;микроколлективы формируют свое мнение по выдвинутым вопросам и выносят его на общее обсуждение. Таким образом, при личном
участии каждого члена коллектива
сообща создается проект предстоящего дела.
Третья
стадия - коллективная подготовка. Совет дела или творческая группа из представителей
каждого микроколлектива уточняетпредложенный проект КТД в деталях, распределяет поручения между микрогруппами, а затем руководит выполнением задуманного.
Четвертая стадия - проведение КТД - это итог работы,
проделанной при
подготовке. Действия воспитанников в необычных условиях требуют быстрых решений, экспромтов,импровизациии в них особенно четко проявляются
положительные качества детей, их
слабости.
Пятая
стадия -
коллективное подведение итогов.Воспитатель ставит на общем сборе - "огоньке" задачи для размышления: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что предлагаем на будущее? В заключительной части "огонька" воспитатель обобщает мнение, высказанное на
сборе.
Шестая
стадия -
общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов, становится содержанием ближайшего последствияв процессе которого воспитатель организует использование опыта,
накопленного при планировании, подготовке,
проведении и обсуждении дела.