Карта интересов для младших школьников.
Учитель, воспользовавшись данной методикой, может получить первичную
информацию о направленности интересов младших школьников. Это в свою очередь,
даст возможность более объективно судить о способностях и о характере
одарённости ребёнка.
Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по
данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо
заготовить листы ответов по числу участников. Обследование можно провести
коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для
изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.
Инструкция для детей.
В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы
на вопросы помещайте в клетках. Ответ на первый вопрос помещайте в клетке под
номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35
вопросов. Если то, о чём говорится, вам не нравится, ставьте знак
«-», если нравится – «+», если очень нравится, ставьте «+ +».
Инструкция для родителей.
Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для
развития способностей вашего ребёнка, нам нужно знать его склонности. Вам
предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не
завышать и не занижать возможности ребёнка. Для большей объективности сравните
его с другими детьми того же возраста.
На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в
клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чём говорится
в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребёнку, ставьте в клетке - «-»;
если нравится – «+»; очень нравится – «+ +». Если по какой-либо причине вы
затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Обработка результатов.
Вопросы составлены
в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
1. математика и
техника (1-й столбик в листе ответов);
2. гуманитарная сфера (2-й столбик);
3 художественная деятельность;
4 физкультура и спорт;
5 коммуникативные интересы;
6 природа и естествознание;
7 домашние
обязанности, труд по самообслуживанию.
Данная
методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и
коррекционно-педагогических задач, полученные результаты могут быть очень
полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью
легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.
Обработка результатов.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и
минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При
подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку
на объективность испытуемых.
Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка
интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда
детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В том
случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности
интересов ребенка.
Данная методика может активизировать
работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных
детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной
проблемой.
Интересным будет также сопоставление
ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину
направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с
детьми, так и с их родителями.
Лист вопросов.
1.
Нравится
ли решать логические задачи и задачи на сообразительность.
2.
Нравится
ли слушать или читать самостоятельно сказки, рассказы, повести.
3.
Нравится
ли петь, музицировать.
4.
Нравится
ли заниматься физкультурой.
5.
Нравится
ли вместе с другими детьми играть в различные коллективные игры.
6.
Нравится
ли слушать или читать рассказы о природе.
7.
Нравится
ли делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
8.
Нравится
ли играть с техническим конструктором.
9.
Нравится
ли изучать иностранный язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми
словами.
10. Нравится ли самостоятельно рисовать.
11. Нравится ли играть в спортивные, подвижные
игры.
12. Нравится ли руководить играми.
13. Нравится ли ходить в лес, на поле,
наблюдать за растениями, животными.
14. Нравится ли ходить в магазин за
продуктами.
15. Нравится ли слушать или читать книги о
технике (машинах, космических кораблях).
16. Нравится ли играть в игры с отгадыванием
слов (названий городов, животных).
17. Нравится ли самостоятельно сочинять
истории, сказки, рассказы.
18. Нравится ли соблюдать режим дня, делать
зарядку по утрам.
19. Нравится ли разговаривать с новыми
незнакомыми людьми.
20. Нравится ли ухаживать за аквариумом,
растениями, домашними животными (кошки, собаки и другие), птицами, помогать им,
лечить их.
21. Нравится ли убирать за собой книги,
тетради, игрушки.
22. Нравится ли конструировать, рисовать
проекты самолётов, кораблей.
23. Нравится ли знакомится с историей
(посещать исторические музеи).
24. Нравится ли самостоятельно, без побуждения
взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
25. Нравится ли читать или слушать книги о
спорте, смотреть спортивные телепередачи.
26. Нравится ли объяснять что-то другим детям
или взрослым людям ( убеждать, спорить, доказывать своё мнение).
27. Нравится ли ухаживать за домашними
растениями.
28. Нравится ли помогать взрослым делать
уборку в квартире ( вытирать пыль, подметать пол и т.д.).
29. Нравится ли считать самостоятельно,
заниматься математикой в школе.
30. Нравится ли знакомиться с общественными
явлениями и международными событиями.
31. Нравится ли участвовать в постановке
спектаклей.
32. Нравится ли заниматься спортом в секциях и
кружках.
33. Нравится ли помогать другим людям.
34. Нравится ли работать в саду, на огороде,
выращивать растения.
35.
Нравится
ли помогать и самостоятельно шить, вышивать, стират
Карта интересов ребёнка.
Лист ответов.
Дата__________. Фамилия,
имя_________________
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
32
|
33
|
34
|
35
|
|