Учащимся предлагается
ответить на следующие вопросы анкеты, выбрав один из вариантов ответа:
1,Тебе нравится в школе или не очень?
-не очень
-нравится
-не нравится
2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью
идешь
в школу или тебе
часто хочется остаться дома? ~ чаще
хочется остаться дома
-бывает по-разному
-иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в
школу не обязательно приходить всем
ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
-не знаю
-остался бы дома
-пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас
отменяются какие-нибудь уроки?
-не нравится
-бывает по-разному
-нравится
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних
заданий?
-хотел бы
-не хотел бы
-не знаю
6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
~ не знаю
-не хотел бы
-хотел бы
7.Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим
родителям?
-часто
-редко
-не рассказываю
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?
-точно не знаю
-хотел бы
-не хотел бы
9. У тебя много друзей в твоем классе?
- мало
-много
-нет друзей
10. Тебе нравится твой класс?
-нравится
-не очень
-не нравится
Для анализа анкеты можно использовать
следующий ключ:
Вопросы
Оценки за 1 ответ
Оценки за 2 ответ
Оценки за 3 ответ
1
1
3
0
2
0
1
3
3
1
0
3
4
3
1
0
5
0
3
1
6
1
3
0
7
3
1
0
8
1
0
3
9
1
3
0
10
3
1
0
25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации,
познавательной активности. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных
мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования.
Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и
ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или
замечания.
20-24 балла- хорошая школьная мотивация. Такой
мотивацией обладает большинство учащихся начальных классов, успешно
справляющихся с учебной деятельностью.
19-11 баллов- положительное отношение к школе, которая
интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым в школе интересно
общаться со сверстниками, с педагогом. Познавательные интересы у них развиты
мало.
10-14 баллов - низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногдапропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьезные затруднения в
учебной деятельности, им трудно
адаптироваться к школьному обучению.
Ниже 10
баллов - негативное
отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с
учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Иногда
дети проявляют агрессивные реакции,
отказываются идти на контакт, выполнять задания учителя. Такое исследование необходимо проводить в четвертом классе, когда учащиеся готовятся к переходу на
среднюю ступень обучения.
Исследования мотивации дают возможность подготовить психолого-педагогический консилиум в классе и
выработать рекомендации по изменению
мотивации учащихся на среднем этапе обучения.